По совместительству и
по зову сердца прирабатываю я
сейчас в Передвижном Центре
Культуры (ПЦК) при местной,
Лодейнопольской, Администрации. Ну,
и поскольку работник я штатный, - то
во всех мероприятиях ПЦК участвую.
И праздник Вепсской культуры не
стал исключением. Рольку мне в сием
мероприятии дали не слабую -
Петруша, который по городам и весям
ходит, ума-разума набирается, да по
пути диковины всякие встречает - ну
там пляски, праздники, песни...
Все-то бы хорошо, да партнерша моя
по сцене - Сказочница-баечница -
только по-вепсски по ходу дела
глаголет, а я, по неразумению, на
русском ей отвечаю. Ну и подумай,
что делать, если слова забудешь???
В общем, худо-ли, бедно-ли, но в
Вонозеро мы прикатили с утра, а там
уже народу препорядочно. Знакомые
мне уже по предыдущим поездкам
работники ДК Тервенич, приезжие
коллективы, среди коих девушки
красоты неописуемой, официальные
лица - их отличаешь по тому, что они
ничего никуда не тащат и не
приколачивают...
На пригорке подмостки, народ
суетится, а вокруг красота
опять-таки необыкновенная -
холмистая, покрытая леском
местность, живописно домики
разбросаны, дорога вьется... Рядом,
метрах в двадцати, несколько овец
организованно зашли в простейший
загончик из кольев, и стоят там себе
смирехонько - шоу дожидаются...
Все-бы хорошо, да небо хмурое, дождь
уже был. Начинаем помогать по мере
сил - естественно - таскать,
естественно- тяжелое (а именно
сколоченные в ряд стулья) и,
естественно - издалека, из клуба,
метров за 200... Притащили. Уф...
Пора бы и праздник начинать,
народ собрался, но по закону
подлости - дождь хлынул!
Что делать, переходим на запасной
вариант - в клуб. Опять начинаем
таскать, и, естественно, эти
окаянные стулья опять на гору, в
клуб... Декорации, вещи, мелочевку
всякую... Кое-как перетащились,
переоделся в сценический костюм
(под вепса) - и только тут на минутку
в сценарий углубился. Народу в
клубе полно, вроде и не все
поместились. На сцене приз стоит в
клетке, накрытой платком - живой
петух. Петух вообще у вепсов
обрядовое животное, типа как у нас
кошка. И, опять-же, символ праздника.
И вот этот петух начинает со всей
дури кукарекать. Народ смеется,
думает, что это фонограмма.
Начинаем праздник - петух
разрешил...
Первыми выступают гости из
Олонца - детский
театрально-музыкальный фольклорый
ансамбль "Сойта вейкой", что
означает "сыграй, браток". Дети
9-14 лет, молодцы, сразу зал
очаровали, работают уверенно, с
задором. Целая композиция, с играми,
театрализацией, песнями - но на
карельском языке. Вепсы,
гости-карелы сидят довольные -
они-то понимают, о чем речь идет, а
вот русским сложнее. Я по ходу пьесы
должен тоже на сцене
присутствовать, сижу в уголочке,
наслаждаюсь - ну здорово,
действительно, ребята зажигают! Кто
и не понимает смысла - тоже
очаровались, от песен, от общего
душевного порыва. Петух опять орет
по ходу дела, дополняя общий драйв.
(Кое-кто косится на
звукорежиссера)...
Закончили ребята, сорвали
шквал аплодисментов- а на улице
тучи разогнало, и солнце яркое
вовсю греет. Начальство начинает
совещание на тему "а не
перейти-ли снова на улицу?"
Порешили спросить у народа, народ
поддержал, и все-бы хорошо, но...
Догадались? Снова стулья тащу под
гору, к подмосткам...
Продолжаем концерт. Те
наикрасивейшие девушки, о коих выше
упоминалось - это, оказывается,
фольклорный ансамбль "Кевязь
вези" (Вешние воды) из
Петрозаводска. Поют на вепсском
языке. Показали они несколько
народных песен, кадриль, и
игру-танец. У них стиль выступления
более академичный, чем у "Сойта
вейкой", как-то все построже, да и
песни печальные. Стали девицы
допевать - стали тучи налетать.
Дождь опять пошел. Ничего себе
дождик, не моросит, а идет как
положено...
Ну и дождь этот все веселье
подпортил. Зрители зонтики достали,
артисты свободные тоже кто как
поукутывался - а работать-то надо
дальше. Наши, лодейнопольские,
работницы ПЦК частушки по-вепсски
спели. К слову, непросто им пришлось
- вепсский язык сложноват для
человека непривычного. Характерная
его черта - все слова имеют ударение
на первый слог. (Вот откуда названия
САвозеро, ТЕрвеничи, ПИркиничи и
пр.) Также в словах изобилие
согласных, и в сочетаниях для
русского языка труднопроизносимых.
Пример- строчка из песни: "КУна
сИне нИйжне Астуд", что означает
"куда ты, девушка, идешь". Это я
потому запомнил, что потом
выступали артисты из
Тервенического ДК, и я им
ассистировал, ухаживая на сцене за
девушкой, даря ей цветочек и
колечко, и сию строчку озвучивая...
А дождь-то не перестает...
Зрители как-то подразбежались,
остались самые стойкие, на сцене
девчонки тоже под зонтами
выступают. У меня рубашка
сценическая тонкая, намокла, да
ветер поддувает. Настроение упало
ниже планки - столько сил на
праздник вбухано, и вот так дождь
все испортил. Даже петух в клетке, и
тот нахохлился и орать перестал.
Но было еще два номера, которые
все-же взволновали, несмотря на
непогоду и озноб. Вонозерский
коллектив "Пихлейне"
(Рябинушка) показал настоящую
вепсскую кадриль, которую,
наверное, только они сейчас и
помнят - ведь коллектив состоит из
весьма пожилых людей. И юная Алена
Слепцова спела песню, тоже на
вепсском языке, в сопровождении
флейты.
Вообще, проблема вепсской
культуры состоит, как я понял, в том,
что вепсы ассиммилируются с
русскими, все меньше и меньше людей
говорят на родном языке, не говоря
уже о знаниях обрядов, песен и
танцев. Понятно, что молодежь из сел
и деревень уезжают в города, где,
тем более, отрываются от родной
культуры. Уже далеко не во всех
вепсских деревнях говорят
по-вепсски - но Вонозеро, как раз,
исключение. Эта деревня стала
своеобразным региональным центром
вепсской культуры, и в этом году
здесь даже открылся музей.
Тем временем, праздник
фактически окончился, на сцене
официальные лица говорили
официальные слова, а я так замерз и
промок, что зуб на зуб не попадал.
Увидев мое состояние, два весьма
приветливых молодых человека
пригласили меня в свою компанию,
угостив огненной водой. Они
оказались корреспондентами
издания "Петербургский
календарь", и стали по ходу дела
расспрашивать меня о жизни в
Лодейном Поле.
Вторая часть праздника была
оживленной и радостной. Участники
коллективов собрались в клубе, где
уже был накрыт шведский/вепсский
стол с национальными угощениями, а
на сцене стоял 40-литровый бидон с
настоящей медовухой, коей я (и не
один я), замерзший и
проголодавшийся, воздал должное.
Также воздал должное и
руководителю детского коллектива
"Сойта вейкой" Л.П. Ермолаевой,
выразив искреннее восхищение
выступлением ее подопечных. Как
оказалось, лет она весьма
почтительных, но сохранила
необычайную живость, обаяние и
интерес к жизни. Выступление ее
ребят было гораздо более народным,
если можно так выразиться, чем
номера некоторых титулованных
звезд, мелькающих на ТВ.
Поблагодарив ее и участников
"Сойта вейкой", общаюсь с
другими участниками праздника, с
местными жителями. Рядом Олег из
Петрозаводска - журналист издания
на карельском языке, и
Геннадий-тезка из Тервенич.
Геннадий не только играет на
флейте, но и сам делает интересные
глиняные рожки-свистульки,
необычайно мелодичные и вполне
пригодные к музыкальному
использованию. Местные жители
искренне благодарят артистов за
выступления, и это не формальные
слова.
Таким образом, хоть и дождь
внес свои мокрые коррективы, но в
общем и целом мы окунулись в
атмосферу действительно народного
праздника. Радостно, что есть люди,
вкладывающие душу и силы в такие
вот мероприятия, приятно внести и
свой скромный вклад, и греет душу
гостеприимство местных жителей. Ну,
и чОма Олут, опять-же (и да поймут
меня вепсы!)...
Геннадий
Лукинов, Лодейное Поле,
15 июня 2003 года.
данный
материал и фото упоминается в
электронной энциклопедии
"Культура Ленинградской области www.enclo.lenobl.ru