Энарне ма - праздник в Вонозере.


Я (в белом) и Саша (ака Арбуз).
Фото Одега Георгиевского
Увеличить (55 Kb)     По совместительству и по зову сердца прирабатываю я сейчас в Передвижном Центре Культуры (ПЦК) при местной, Лодейнопольской, Администрации. Ну, и поскольку работник я штатный, - то во всех мероприятиях ПЦК участвую. И праздник Вепсской культуры не стал исключением. Рольку мне в сием мероприятии дали не слабую - Петруша, который по городам и весям ходит, ума-разума набирается, да по пути диковины всякие встречает - ну там пляски, праздники, песни... Все-то бы хорошо, да партнерша моя по сцене - Сказочница-баечница - только по-вепсски по ходу дела глаголет, а я, по неразумению, на русском ей отвечаю. Ну и подумай, что делать, если слова забудешь???
     В общем, худо-ли, бедно-ли, но в Вонозеро мы прикатили с утра, а там уже народу препорядочно. Знакомые мне уже по предыдущим поездкам работники ДК Тервенич, приезжие коллективы, среди коих девушки красоты неописуемой, официальные лица - их отличаешь по тому, что они ничего никуда не тащат и не приколачивают...
     На пригорке подмостки, народ суетится, а вокруг красота опять-таки необыкновенная - холмистая, покрытая леском местность, живописно домики разбросаны, дорога вьется... Рядом, метрах в двадцати, несколько овец организованно зашли в простейший загончик из кольев, и стоят там себе смирехонько - шоу дожидаются... Все-бы хорошо, да небо хмурое, дождь уже был. Начинаем помогать по мере сил - естественно - таскать, естественно- тяжелое (а именно сколоченные в ряд стулья) и, естественно - издалека, из клуба, метров за 200... Притащили. Уф...
     Пора бы и праздник начинать, народ собрался, но по закону подлости - дождь хлынул!
Что делать, переходим на запасной вариант - в клуб. Опять начинаем таскать, и, естественно, эти окаянные стулья опять на гору, в клуб... Декорации, вещи, мелочевку всякую... Кое-как перетащились, переоделся в сценический костюм (под вепса) - и только тут на минутку в сценарий углубился. Народу в клубе полно, вроде и не все поместились. На сцене приз стоит в клетке, накрытой платком - живой петух. Петух вообще у вепсов обрядовое животное, типа как у нас кошка. И, опять-же, символ праздника. И вот этот петух начинает со всей дури кукарекать. Народ смеется, думает, что это фонограмма. Начинаем праздник - петух разрешил...
     Первыми выступают гости из Олонца - детский театрально-музыкальный фольклорый ансамбль "Сойта вейкой", что означает "сыграй, браток". Дети 9-14 лет, молодцы, сразу зал очаровали, работают уверенно, с задором. Целая композиция, с играми, театрализацией, песнями - но на карельском языке. Вепсы, гости-карелы сидят довольные - они-то понимают, о чем речь идет, а вот русским сложнее. Я по ходу пьесы должен тоже на сцене присутствовать, сижу в уголочке, наслаждаюсь - ну здорово, действительно, ребята зажигают! Кто и не понимает смысла - тоже очаровались, от песен, от общего душевного порыва. Петух опять орет по ходу дела, дополняя общий драйв. (Кое-кто косится на звукорежиссера)...
     Закончили ребята, сорвали шквал аплодисментов- а на улице тучи разогнало, и солнце яркое вовсю греет. Начальство начинает совещание на тему "а не перейти-ли снова на улицу?" Порешили спросить у народа, народ поддержал, и все-бы хорошо, но... Догадались? Снова стулья тащу под гору, к подмосткам...
     Продолжаем концерт. Те наикрасивейшие девушки, о коих выше упоминалось - это, оказывается, фольклорный ансамбль "Кевязь вези" (Вешние воды) из Петрозаводска. Поют на вепсском языке. Показали они несколько народных песен, кадриль, и игру-танец. У них стиль выступления более академичный, чем у "Сойта вейкой", как-то все построже, да и песни печальные. Стали девицы допевать - стали тучи налетать. Дождь опять пошел. Ничего себе дождик, не моросит, а идет как положено...
     Ну и дождь этот все веселье подпортил. Зрители зонтики достали, артисты свободные тоже кто как поукутывался - а работать-то надо дальше. Наши, лодейнопольские, работницы ПЦК частушки по-вепсски спели. К слову, непросто им пришлось - вепсский язык сложноват для человека непривычного. Характерная его черта - все слова имеют ударение на первый слог. (Вот откуда названия САвозеро, ТЕрвеничи, ПИркиничи и пр.) Также в словах изобилие согласных, и в сочетаниях для русского языка труднопроизносимых. Пример- строчка из песни: "КУна сИне нИйжне Астуд", что означает "куда ты, девушка, идешь". Это я потому запомнил, что потом выступали артисты из Тервенического ДК, и я им ассистировал, ухаживая на сцене за девушкой, даря ей цветочек и колечко, и сию строчку озвучивая...
     А дождь-то не перестает... Зрители как-то подразбежались, остались самые стойкие, на сцене девчонки тоже под зонтами выступают. У меня рубашка сценическая тонкая, намокла, да ветер поддувает. Настроение упало ниже планки - столько сил на праздник вбухано, и вот так дождь все испортил. Даже петух в клетке, и тот нахохлился и орать перестал.
     Но было еще два номера, которые все-же взволновали, несмотря на непогоду и озноб. Вонозерский коллектив "Пихлейне" (Рябинушка) показал настоящую вепсскую кадриль, которую, наверное, только они сейчас и помнят - ведь коллектив состоит из весьма пожилых людей. И юная Алена Слепцова спела песню, тоже на вепсском языке, в сопровождении флейты.
     Вообще, проблема вепсской культуры состоит, как я понял, в том, что вепсы ассиммилируются с русскими, все меньше и меньше людей говорят на родном языке, не говоря уже о знаниях обрядов, песен и танцев. Понятно, что молодежь из сел и деревень уезжают в города, где, тем более, отрываются от родной культуры. Уже далеко не во всех вепсских деревнях говорят по-вепсски - но Вонозеро, как раз, исключение. Эта деревня стала своеобразным региональным центром вепсской культуры, и в этом году здесь даже открылся музей.
     Тем временем, праздник фактически окончился, на сцене официальные лица говорили официальные слова, а я так замерз и промок, что зуб на зуб не попадал. Увидев мое состояние, два весьма приветливых молодых человека пригласили меня в свою компанию, угостив огненной водой. Они оказались корреспондентами издания "Петербургский календарь", и стали по ходу дела расспрашивать меня о жизни в Лодейном Поле.
     Вторая часть праздника была оживленной и радостной. Участники коллективов собрались в клубе, где уже был накрыт шведский/вепсский стол с национальными угощениями, а на сцене стоял 40-литровый бидон с настоящей медовухой, коей я (и не один я), замерзший и проголодавшийся, воздал должное.
     Также воздал должное и руководителю детского коллектива "Сойта вейкой" Л.П. Ермолаевой, выразив искреннее восхищение выступлением ее подопечных. Как оказалось, лет она весьма почтительных, но сохранила необычайную живость, обаяние и интерес к жизни. Выступление ее ребят было гораздо более народным, если можно так выразиться, чем номера некоторых титулованных звезд, мелькающих на ТВ. Поблагодарив ее и участников "Сойта вейкой", общаюсь с другими участниками праздника, с местными жителями. Рядом Олег из Петрозаводска - журналист издания на карельском языке, и Геннадий-тезка из Тервенич. Геннадий не только играет на флейте, но и сам делает интересные глиняные рожки-свистульки, необычайно мелодичные и вполне пригодные к музыкальному использованию. Местные жители искренне благодарят артистов за выступления, и это не формальные слова.
     Таким образом, хоть и дождь внес свои мокрые коррективы, но в общем и целом мы окунулись в атмосферу действительно народного праздника. Радостно, что есть люди, вкладывающие душу и силы в такие вот мероприятия, приятно внести и свой скромный вклад, и греет душу гостеприимство местных жителей. Ну, и чОма Олут, опять-же (и да поймут меня вепсы!)...

Геннадий Лукинов, Лодейное Поле,
15 июня 2003 года.

данный материал и фото упоминается в электронной энциклопедии
"Культура Ленинградской области
www.enclo.lenobl.ru

на главную страницу сайта

Hosted by uCoz