Ну не умею, не умею, не
умею и не хочу проживать интересные
моменты в одиночку! Кажется всегда,
что вот это интересное мгновение
уйдет, не повторившись никогда, и
никто, кроме меня, о нем не узнает.
Обидно. И, по этому, как-то в запасе
держишь спасительную соломинку -
возможность продлить если и не само
мгновение, то впечатления от него,
на бумаге. А отсюда и тонус
повышается, и настроение, и
эффективность общая жизни - и дело
делаешь, и в то же время интересные
картинки "в копилочку"
складываешь, чтобы потом обдумать и
описать...
Суматошлива и нервозна жизнь
артиста. Мчаться за тридевять
земель, чтобы пробыть на сцене
девять минут. Протолкаться за
кулисами, увидев мельком
выступления нескольких
коллективов. Простужаться, выйдя из
жаркой гримерки на улицу, под дождь
и ветер. Наспех перекусив,
грузиться и разгружаться,
гримироваться и
разгримировываться, одеваться и
переодеваться. Посетить город,
чтобы не увидеть и десятой части
его красоты, и, может быть, не
побывать в нем более никогда.
Поэтому, собираясь в очередную
поездку, я намеревался привезти
оттуда не только впечатления, но и
материалы для следующего эссе.
Итак, ансамбль "Уездный
городок" направился в уездный
городок Н...
Новая Ладога встретила нас
чистотой, уютом, и радостной
праздничной суетой. На площади
разворачиваются батуты, призовые
аттракционы, и торговля привычным
для таких случаев ассортиментом -
шарами, масками, надувными
дубинами, и прочими забавными
штуковинами. Группа людей
азиатской внешности возится возле
лежащей непонятной металлической
конструкции, вбивают в асфальт
длинные штыри, тянут тросы. Но нам
более всего интересна и необходима
стайка женщин с бейджиками на груди
и табличками в руках. Это кураторы -
в одном лице и консультанты и
проводники, экскурсоводы и
покровители, прикрепляемые к
каждому приезжающему коллективу.
Вот и наша куратор, зрелая приятная
женщина, садится в нашу
"Газель", и мгновенно берет
ситуацию в свои руки. Разместят нас
в музыкальной школе, вот она, чуть
далее, за перекрестком, выступление
наше около семнадцати часов, но
надо быть в двенадцать на шествии, а
вот тут притормозите, приехали...
"Купеческий город" - так
охарактеризовала его архитектуру
Татьяна Николаевна, наша куратор.
Исторический центр города состоит
в основном из двухэтажных домов.
Музыкальная школа, куда мы
направляемся, не исключение. Наверх
ведет крутая лестница под узким
полукруглым сводом. Класс, куда мы
входим, приятно удивляет уютом и
простором. Потолки высокие, и
акустика впечатляет. Андрей, наш
музыкальный руководитель, берет
несколько аккордов на стоящем тут
же пианино - звук сочный,
насыщенный, раскатистый. Улыбаясь,
переодеваемся в сценические
костюмы - на предстоящем
праздничном шествии нужно быть в
форме - во всех отношениях...
Вновь площадь, но теперь можно
осмотреть ее более обстоятельно. По
всей ее длине с двух сторон
выстроились торговые
палатки-шалашики. Тут и изделия
народных промыслов, книги, буклеты,
и выставка детских поделок.
Внимание привлекает палатка с
фигурками-куклами. Информативно и
вовремя. Дословно: "Указ Петра
повелевал "жителей Старой Ладоги
и Тихвина переселить в град Новую
Ладогу, сюда же сволочить ссыльных
и беглых крестьян". Град возник в
1704 году". Таким образом, соотнеся
даты, можно понять, что мы прибыли
сюда на празднование 300-летия
города, основанного, как и наше
Лодейное Поле, великим Петром I.
Попутно вывожу формулу
происхождения известного эпитета
"сволочь", как производное от
"сволочить" и обозначавшего
изначально, видимо, человека
неблагонадежного, с темным прошлым,
и подвергшегося государственным
санкциям. Продолжая исторические
изыскания, вижу, что и Екатерина II
не оставила городок без внимания,
посетив его 5 августа 1765 года, а
"местные крестьяне преподнесли
ей хлеб, соль, ягоды". Бывал здесь
и Александр Суворов.
Проходим дальше по площади. Она
выходит прямиком к реке Волхов. На
устроенной здесь декоративной
набережной стоят два боевых катера
времен Великой Отечественной,
прекрасно оформляя перспективу.
Справа на разборной сцене уже
пробуют звук коллективы.
Осматриваемся - нам тоже здесь
выступать. Возвращаясь к главной
улице - а она носит имя К. Маркса, -
вновь натыкаемся на забиваемые
колья, тросы и взметнувшиеся к небу
металлические мачты. Что же это за
монтажные работы? Ситуацию
проясняет стоящий поблизости
старенький синий автобус с
табличкой "Узбекские
канатоходцы". Экзотическое,
видимо, предстоит действо, а
экзотики добавляет и казан в
перевозной печурке. Будет и плов, и
зрелища, перефразируя известное
высказывание.
Под зонтиком на стульчике
сидит девушка с обезьянкой. Лично я
обезьян не люблю, а вернее, не люблю
ту истерическую суету
очеловечивания, которую люди
вокруг них подняли. Животное есть
животное, и относиться к нему надо
соответственно, и жить оно должно в
своей естественной среде обитания.
Но конкретно эта обезьяна приятна
тем, что сидит на коленях своей
владелицы абсолютно спокойно, с
достоинством, без ужимок и попыток
бегства. Одета она полностью под
ребенка, и даже капюшончик поднят.
Меня как-то успокаивает, что эта
обезьяна, видимо, не простудится - а
то ведь и дождь начинается. Уже
уходя, слышу комментарий, что
обезьяна "серьезная, как Иван
Грозный"...
Оказывается, в Новой Ладоге
есть свой Гостиный Двор! Чем-то
похожий на Петербургский, но
поменьше. Со стороны главной улицы
на нем сейчас устроена большая
фотовыставка, посвященная городу и
его жителям. Привлекла она не
только наше внимание - и коллективы
приезжие толпятся, и горожане.
Вовремя и к месту экспозиция - еще
один плюс организаторам
празднования. Мальчишки тычут
пальцами: "Я вот досюда на этот
кран залезал!" Мельком забежав в
один из магазинчиков комплекса,
вижу танцующих под приемник
продавщиц. Праздник ведь!...
Путь наш лежит к скверу, где
будет открыт памятник Петру I. Мы,
как цыплята за курицей, следуем за
куратором. Она, уже успев всех
покорить и очаровать, и о нашей
жизни расспрашивает, и про город
рассказывает. Живут здесь,
оказывается, чуть более 10 тысяч
человек, а город стоит практически
у устья реки Волхов и Ладожского
озера. Уловив нотки
интеллектуала-гуманитария в ее
экскурсии, интересуюсь профессией.
Каково же было мое изумление, когда
она оказалась... экономистом
местной Администрации!!! "Чему же
удивляться? У нас многие работники
Администрации сейчас привлечены к
участию в праздновании..." - так
прокомментировала мои эмоции
Татьяна Николаевна. А я пояснил, что
мне просто невозможно представить
что-то подобное у нас дома. У нас
кураторы - это низовые работники
культуры, типа нас.
Вот и сквер, вот и дождь.
Видимость ограничена
раскрывшимися со всех сторон
куполами зонтов, мы тоже теснимся
всемером под двумя. Далее ничего не
видно и не слышно. Среди невнятного
бубнения слабеньких колонок где-то
впереди улавливаю фразу "слово
предоставляется", затем
соответствующее продолжение
бормотания, только уже другим
голосом, и с покрытого пологом
постамента сей полог сдергивается.
Кричим "ура" появившемуся
бюсту Петра, и строимся в колонну
для шествия. Да, дождь скомкал планы
организаторов, и шествие тоже
потеряло часть своей красоты,
скрывшись под зонтами. Артисты
шумною толпою, а с ними и другие
гости, и жители, вновь двинулись к
площади. В шествии отмечаю девушку
с питоном - питон, обвившись вокруг
хозяйки, постоянно норовит хвостом
приподнять ей курточку и
прошмыгнуть к голому телу, а она
урезонивающе его поправляет.
Однако змей своих эротических
поползновений так и не оставляет,
из чего я делаю вывод, что он -
самец...
Предстоящий концерт меня не
очень интересует, более меня
привлекает исследование города.
Посещаю находящийся поблизости
храм. Отмечаю его старину и
почтенные размеры, но и чрезмерную
строгость его служительниц к
прихожанкам.
В который уже раз, но уже более
спокойно и вдумчиво, бреду по улице
К.Маркса. Главная улица - улица
бюстов - как индикатор политических
предпочтений. Вот большой
бронзовый бюст Петра, открытый
сегодня. Чуть подальше Суворов -
тоже бюст, помене, из белого камня.
Бронзовый К. Маркс, даже не бюст, а
бюстик. И, наконец, Киров, шикарный,
бронзовый, во весь рост, с поднятой
рукой. Воображение тут же
адаптирует к не очень понятно
протянутой руке граненый стакан - и
все встает на свои места. Поза
"товарищ Киров говорит тост за
победу мировой революции".
Не отклоняясь от улицы, бреду
дальше. Зонтом я запасся, времени у
меня еще достаточно, и можно
продолжить экскурсию. Ларьки.
Непостижимый уму ценник: "DVD - 45
руб., CD - 90 рублей". Магазинчик, где
в одном зале соседствуют сотовые
телефоны, босоножки, и охотничий
отдел с образцами пневматического
оружия. Зрение неважное, пристально
щурюсь на этикетки, и девушка тут же
предлагает посмотреть оружие
поближе. Хм. Я, что ли, так выгляжу?
Магазин строительных товаров
приятно удивляет архитектурной
особенностью. Рядом, у самой стены,
растет огромнейшая сосна, и скаты
крыши обходят ствол, не вредя
дереву. Тронуло за душу.
Теперь хотелось бы поговорить
с жителями города. Вижу двух женщин
с бейджиками, понятно, что это
местные. Смущаются при слове
"интервью" и виде блокнота, но
поговорить согласны. На мой первый
вопрос, чем же гордятся они, как
жители этого города, молниеносно
отвечают - людьми. Люди тут добрые,
открытые и доброжелательные. Да, я и
сам это вижу. Далее разговор пошел
менее бодро, но еще мне рассказали,
что здесь есть красивый храм (это
где я был), и шахматный клуб. Об
упомянутых мною каналах,
проходящих через город, сказали,
что есть Петровский, а есть
Екатерининский, но "их чистить
надо". Сходимся на том, что
праздник хороший и красивый, но
дождь слегка его подмочил, и
вежливо прощаюсь.
Теперь подхожу к трем ребятам
лет 17-ти. Вначале они отнеслись к
разговору явно настороженно, долго
выясняли, зачем мне вообще это надо,
а потом посоветовали поговорить с
кем-то другим, а то они расскажут, а
я потом такого понапишу... Но все же
разговор их "зацепил", и двое
из них приняли в нем активное
участие. О достопримечательностях
было сказано, что они "как бы
есть, а как бы их и нет". Привели
пример - стоящий рядом дом, где
бывал Суворов, и высказали тревогу
за его дальнейшую судьбу. Упомянули
яхт-клуб, а "дискотеки не очень
хорошие". На вопрос о
безопасности в городе в ночное
время пояснили, что ходят по городу
спокойно всегда. Дескать, все друг
друга знают, и если у человека
доброе имя и репутация, и он идет,
никого не задевая, то ему бояться
нечего. С этим согласились все трое.
Далее разговор пошел более
душевный, ребята и сами стали
расспрашивать меня о впечатлениях.
Было заметно, что они не хотят
сказать чего-то такого, что бросило
бы тень на их город. Я отметил, что и
они, и предыдущие местные женщины,
были очень патриотичными, и
говорили о своем городе и с
гордостью, и с заботой. Я поделился
мнением, что если в нас есть дух
патриотизма, гордости за наши
города, то и Россия наша крепнуть
будет, с чем ребята дружно
согласились. Еще раз заверил, что не
собираюсь писать никаких гадостей
про их город, а только свои
впечатления, которые очень хорошие,
и мы расстались почти приятелями.
Узбекские канатоходцы, тем
временем, заканчивают подготовку к
выступлению. Все тросы натянуты, на
маленьком помосте пробуют звук
музыканты, а пожилой человек долго
и безуспешно пытается настроить
радиомикрофон. Это у него так
вообще и не получилось, и аппарат
издавал лишь невнятное бубнение.
Наконец, видимо осознав всю
тщетность своих попыток, он
закончил мучиться, и стал объявлять
начало выступления.
Вдруг я вижу, что по наклонной
пологой оттяжке поднимается
молодой человек с шестом. Все
происходящее сразу же начинает мне
нравиться меньше и меньше - он идет
без страховки. Вообще.
Бывая иногда на выступлениях
заезжих цирков, я имею некоторое
представление о назначении
некоторых аппаратов и оснастки. Я
вижу тонкую лонжу страховки, но она
пока болтается наверху, на
основной, "рабочей" высоте, а
сейчас парень идет по наклонному
тросу над асфальтом, без любых мер
безопасности.
Когда он, наконец, забрался
наверх, и начал свою часть
программы, меня посетили многие
нерадостные мысли. Все дело в том,
что уже 15 лет я работаю в очень
серьезном учреждении, где вопросы
безопасности стоят очень строго.
Это воспитало меня в духе
следования правилам ТБ всегда и
всюду. "Устройство "A" должно
испытываться нагрузкой "B"
килограммов в течение "С"
минут, при этом прогиб должен
составить не более "D"
сантиметров. Результаты испытаний
заносятся в журнал "E", и
устройство "A" помещается в
специальное место для его
хранения". Ну, и таким образом,
далее по инструкции. Кто серьезно
работал с высотой и электричеством,
тот понимает.
Ну и вот, я и размышляю, какой же
нагрузкой, и в течение какого
времени испытывались все эти мачты,
тросы и тросики, и куда занесены
результаты испытаний. И понимаю,
что никакой, никакого, и никуда. И
это меня очень печалит. Кроме того,
при всем моем уважении к словам
"зритель" и "публика", мне
противоестественно само понятие
риска для жизни, ради этой публики
увеселения. А сейчас все
происходящее ассоциировалось у
меня со словами "варварство" и
"XVIII век", и никоим образом меня
не радовало. Понимаю, что кто-то
сейчас спросит, а как же упомянутый
мною цирк? Так вот там, у
профессионалов, риск детально,
математически просчитан и сведен к
минимуму, а с реквизитом как раз и
обращаются по принципу
"проверять весом "B" "C"
минут" и далее по инструкции...
Пресно и с долей тревоги
отсмотрев выступление юноши, вижу,
как по наклонке поднимается
ребенок лет четырех. Его, правда,
при подъеме страхуют с двух сторон
веревками, и на том спасибо.
Отзваниваюсь по мобильнику
своим, и получаю указание подойти
для переодевания "на базу". С
каким-то облегчением покидаю
безрадостное для меня шоу, и
попадаю к своим. Переодеваемся,
наспех делясь впечатлениями. Наши
дружно спрашивают, почему я не был
на концерте, на что я отвечаю, что
зато я видел город. Перекусываем - и
тут организаторы оказались на
высоте, выдав КАЖДОМУ приехавшему
участнику сухой паек, описание
которого заняло бы здесь слишком
много места. Упомяну лишь, что к
салату "Оливье" в пластиковом
контейнере прилагалась и вилочка.
Браво, Новая Ладога!
Что-то меня, как Остапа, понесло
по поводу еды, а сейчас понесет
насчет женщин. (Знаю, что и то, и
другое, не пройдет без
соответствующих комментариев :-)
Так вот, по поводу женщин, на
концерте, куда мы подошли, тоже все
было очень красиво. Мужики тихо
млели от "танцев живота" и
достойных форм выступающих, а
женщины-зрительницы тихо
завидовали... Я расстраивался, что в
моем телефоне нет фотокамеры...
Одна из особенностей
артистической работы, как я и
упоминал, это невозможность
полноценно насладиться
выступлениями других коллективов.
Здесь складывается и угол зрения -
из-за кулис, или сбоку сцены, и
оценочное, профессиональное
восприятие номеров, и
предсценический мандраж.
Вот в таком "коктейле"
эмоций и находимся еще более
получаса. Делимся впечатлениями о
выступлениях, с удовольствием
аплодируем, приветствуем знакомые
по другим концертам коллективы. Мы
как-то подсмешались с публикой,
здесь тоже "коктейль" - и
ожидающие выступления артисты, и
организаторы, и зрители. Тут же и
финны в национальных костюмах, с
флажками, и другие неопознанные
иностранцы. Маленькая, но приятная
мелочь - наша директор, Татьяна
Евгеньевна, случайно выронила в
толпе зонтик. Так вот, зонт не
"ушел", а оказался на краю
сцены, откуда и был благополучно
забран радостной владелицей. Еще
приятное наблюдение - милиции
много, но она явно скучает. Ей
просто нет работы - за весь день,
проведенный на празднике, я не
увидел ни одной стычки, даже ссоры,
ни одного лежащего или ползущего
пьяного. То тут, то там в
неприметных местах притулились
патрульные машины, и милиционеры
тихонько беседуют о своих делах.
Две пресимпатичнейшие
девушки-сотрудницы в праздничной
форме фланируют по площади,
угощаясь попкорном...
Кто-то подходит ко мне. Это один
из тех трех пареньков, с которыми мы
говорили о городе в моем
своеобразном интервью. Он тепло
желает мне удачного выступления, мы
общаемся несколько минут. Но
разговор обрывается - нам на сцену.
Отсюда, с высоты помоста,
открывается прекрасный вид на
огромную массу зрителей. С первыми
аккордами музыки многие начинают
подтанцовывать, аплодировать.
Какая-то девочка лет пяти под самой
сценой, радостно улыбаясь, как
родным, машет нам ладошкой, и от
этой нежной искренности чуть-чуть
наворачиваются добрые слезы. В
сторонке, у кораблей, весело
отплясывает целая группа
иностранцев, а на самих кораблях
виноградными гроздьями скопилась
ребятня, кто-то из них наводит на
толпу палубный пулемет. Как
говорилось в известном стихе, "Мы
мирные люди, но наш бронепоезд..."
На одном дыхании отпеваем
программу, срываем шквал
аплодисментов, спускаемся. Снова
тот ладожанин-парнишка, хвалит, но
удивляется, что у нас всего три
песни. Но сюда, в Новую Ладогу,
сегодня съехались коллективы почти
из всей области - нужно всем дать
возможность порадовать зрителей.
Очень тепло прощаемся - но стиль
артистической жизни вновь увлекает
меня прочь от сцены. Переодеваться,
собираться, грузиться в машину.
Домой, но хотелось бы посмотреть на
Ладожское озеро - здесь Волхов-река
как раз в него впадает.
Прощаемся с куратором, она
показывает нам примерный азимут
поиска. Приветливый водитель
Андрей подвозит нас до конца
асфальта, а дальше пешочком по
закоулочкам - "Газель" там не
пройдет. Тут же подворачивается и
гид - вновь женщина, вновь -
симпатичная, и ведет нас тайными
тропами через дворы и мосточки
через канал, к устью. Попутно она
рассказывает о городе, о тех местах,
которые мы сейчас и проходим, и наше
пятнадцатиминутное путешествие
превращается в приятную
познавательную прогулку. Переходим
мост через один из каналов, и тут же
следует рассказ, что этот мост
особенный, потому, что он разводной.
Но разводится он не так, как большие
питерские мосты, а поворачиваясь
вбок, как открывается калитка.
Путь наш лежит ко второму
каналу, откуда и открывается вид на
Ладогу. Подходим к каналу, и тут
стоит так называемый створ -
навигационный знак для
судоходства. Он гигантский, высотой
где-то с трехэтажный дом, наверху
что-то типа смотровой площадки,
туда ведет узенькая, почти
отвесная, металлическая лесенка.
Многих ступенек не хватает. Мы,
мужчины, начинаем взбираться, но и
девчонкам нашим становится обидно,
и они тоже лезут вверх. Дружно
визжим от восторга - вид отсюда и
действительно красивый,
величественный. Вдруг я со
смешанными чувствами вижу, как наша
уважаемая руководитель, Татьяна
Евгеньевна, заслуженный работник
культуры, начинает подниматься к
нам по этой "не совсем
лестнице"... Это вызывает просто
бурю комментариев, от восторга до
тревоги, слететь отсюда и
действительно ничего не стоит. А
она лезет, да приговаривает - "А
чего это вы удивляетесь - куда вы,
туда и я"... Несколько минут
любуемся пейзажем, открывшимся
простором, далеким горизонтом.
Спину щекочут легкие мурашки - и от
высоты, и от величия момента. Вот
она, легендарная Ладога, перед
нами...
Внизу остается только
женщина-гид, мы восторженно с нею
перекрикиваемся, и только тут она
поняла, что мы - артисты.
Вытаскивает фотоаппарат, и
начинает нас фотографировать.
Говорит, буду теперь рассказывать,
что артистов по городу водила...
...Приемистая новенькая
"Газель" вжимает нас в спинки
сидений, за окном проносятся
ставшие уже более знакомыми
пейзажи. С большим багажом эмоций и
чувством выполненного долга,
ансамбль "Уездный городок"
покидает уездный городок Н. Прощай,
Новая Ладога, может и закинет меня
вновь сюда моя непредсказуемая
судьба артиста, а может это
мимолетное свидание так и
останется единственным, но
подарившим любовь с первого
взгляда...
Мелькнул в окне последний
символ - табличка с именем города.
"Однако, приятный такой
городок" - как бы про себя
произносит Андрей, - "есть в нем
какой-то особый колорит". Ответом
ему становится задумчивое
молчание. Зачем что-то говорить,
если и так все ясно...
Геннадий
Лукинов,
Лодейное Поле,
2004 год.