МАЛЕНЬКИЙ ВКЛАД
В БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК


 "Уездный городок" на выезде 
Фото В. Кузьмина.
Увеличить (97 Kb)     Ну не умею, не умею, не умею и не хочу проживать интересные моменты в одиночку! Кажется всегда, что вот это интересное мгновение уйдет, не повторившись никогда, и никто, кроме меня, о нем не узнает. Обидно. И, по этому, как-то в запасе держишь спасительную соломинку - возможность продлить если и не само мгновение, то впечатления от него, на бумаге. А отсюда и тонус повышается, и настроение, и эффективность общая жизни - и дело делаешь, и в то же время интересные картинки "в копилочку" складываешь, чтобы потом обдумать и описать...
    Суматошлива и нервозна жизнь артиста. Мчаться за тридевять земель, чтобы пробыть на сцене девять минут. Протолкаться за кулисами, увидев мельком выступления нескольких коллективов. Простужаться, выйдя из жаркой гримерки на улицу, под дождь и ветер. Наспех перекусив, грузиться и разгружаться, гримироваться и разгримировываться, одеваться и переодеваться. Посетить город, чтобы не увидеть и десятой части его красоты, и, может быть, не побывать в нем более никогда.
    Поэтому, собираясь в очередную поездку, я намеревался привезти оттуда не только впечатления, но и материалы для следующего эссе. Итак, ансамбль "Уездный городок" направился в уездный городок Н...
    Новая Ладога встретила нас чистотой, уютом, и радостной праздничной суетой. На площади разворачиваются батуты, призовые аттракционы, и торговля привычным для таких случаев ассортиментом - шарами, масками, надувными дубинами, и прочими забавными штуковинами. Группа людей азиатской внешности возится возле лежащей непонятной металлической конструкции, вбивают в асфальт длинные штыри, тянут тросы. Но нам более всего интересна и необходима стайка женщин с бейджиками на груди и табличками в руках. Это кураторы - в одном лице и консультанты и проводники, экскурсоводы и покровители, прикрепляемые к каждому приезжающему коллективу. Вот и наша куратор, зрелая приятная женщина, садится в нашу "Газель", и мгновенно берет ситуацию в свои руки. Разместят нас в музыкальной школе, вот она, чуть далее, за перекрестком, выступление наше около семнадцати часов, но надо быть в двенадцать на шествии, а вот тут притормозите, приехали...
    "Купеческий город" - так охарактеризовала его архитектуру Татьяна Николаевна, наша куратор. Исторический центр города состоит в основном из двухэтажных домов. Музыкальная школа, куда мы направляемся, не исключение. Наверх ведет крутая лестница под узким полукруглым сводом. Класс, куда мы входим, приятно удивляет уютом и простором. Потолки высокие, и акустика впечатляет. Андрей, наш музыкальный руководитель, берет несколько аккордов на стоящем тут же пианино - звук сочный, насыщенный, раскатистый. Улыбаясь, переодеваемся в сценические костюмы - на предстоящем праздничном шествии нужно быть в форме - во всех отношениях...
    Вновь площадь, но теперь можно осмотреть ее более обстоятельно. По всей ее длине с двух сторон выстроились торговые палатки-шалашики. Тут и изделия народных промыслов, книги, буклеты, и выставка детских поделок. Внимание привлекает палатка с фигурками-куклами. Информативно и вовремя. Дословно: "Указ Петра повелевал "жителей Старой Ладоги и Тихвина переселить в град Новую Ладогу, сюда же сволочить ссыльных и беглых крестьян". Град возник в 1704 году". Таким образом, соотнеся даты, можно понять, что мы прибыли сюда на празднование 300-летия города, основанного, как и наше Лодейное Поле, великим Петром I. Попутно вывожу формулу происхождения известного эпитета "сволочь", как производное от "сволочить" и обозначавшего изначально, видимо, человека неблагонадежного, с темным прошлым, и подвергшегося государственным санкциям. Продолжая исторические изыскания, вижу, что и Екатерина II не оставила городок без внимания, посетив его 5 августа 1765 года, а "местные крестьяне преподнесли ей хлеб, соль, ягоды". Бывал здесь и Александр Суворов.
    Проходим дальше по площади. Она выходит прямиком к реке Волхов. На устроенной здесь декоративной набережной стоят два боевых катера времен Великой Отечественной, прекрасно оформляя перспективу. Справа на разборной сцене уже пробуют звук коллективы. Осматриваемся - нам тоже здесь выступать. Возвращаясь к главной улице - а она носит имя К. Маркса, - вновь натыкаемся на забиваемые колья, тросы и взметнувшиеся к небу металлические мачты. Что же это за монтажные работы? Ситуацию проясняет стоящий поблизости старенький синий автобус с табличкой "Узбекские канатоходцы". Экзотическое, видимо, предстоит действо, а экзотики добавляет и казан в перевозной печурке. Будет и плов, и зрелища, перефразируя известное высказывание.
    Под зонтиком на стульчике сидит девушка с обезьянкой. Лично я обезьян не люблю, а вернее, не люблю ту истерическую суету очеловечивания, которую люди вокруг них подняли. Животное есть животное, и относиться к нему надо соответственно, и жить оно должно в своей естественной среде обитания. Но конкретно эта обезьяна приятна тем, что сидит на коленях своей владелицы абсолютно спокойно, с достоинством, без ужимок и попыток бегства. Одета она полностью под ребенка, и даже капюшончик поднят. Меня как-то успокаивает, что эта обезьяна, видимо, не простудится - а то ведь и дождь начинается. Уже уходя, слышу комментарий, что обезьяна "серьезная, как Иван Грозный"...
    Оказывается, в Новой Ладоге есть свой Гостиный Двор! Чем-то похожий на Петербургский, но поменьше. Со стороны главной улицы на нем сейчас устроена большая фотовыставка, посвященная городу и его жителям. Привлекла она не только наше внимание - и коллективы приезжие толпятся, и горожане. Вовремя и к месту экспозиция - еще один плюс организаторам празднования. Мальчишки тычут пальцами: "Я вот досюда на этот кран залезал!" Мельком забежав в один из магазинчиков комплекса, вижу танцующих под приемник продавщиц. Праздник ведь!...
    Путь наш лежит к скверу, где будет открыт памятник Петру I. Мы, как цыплята за курицей, следуем за куратором. Она, уже успев всех покорить и очаровать, и о нашей жизни расспрашивает, и про город рассказывает. Живут здесь, оказывается, чуть более 10 тысяч человек, а город стоит практически у устья реки Волхов и Ладожского озера. Уловив нотки интеллектуала-гуманитария в ее экскурсии, интересуюсь профессией. Каково же было мое изумление, когда она оказалась... экономистом местной Администрации!!! "Чему же удивляться? У нас многие работники Администрации сейчас привлечены к участию в праздновании..." - так прокомментировала мои эмоции Татьяна Николаевна. А я пояснил, что мне просто невозможно представить что-то подобное у нас дома. У нас кураторы - это низовые работники культуры, типа нас.
    Вот и сквер, вот и дождь. Видимость ограничена раскрывшимися со всех сторон куполами зонтов, мы тоже теснимся всемером под двумя. Далее ничего не видно и не слышно. Среди невнятного бубнения слабеньких колонок где-то впереди улавливаю фразу "слово предоставляется", затем соответствующее продолжение бормотания, только уже другим голосом, и с покрытого пологом постамента сей полог сдергивается. Кричим "ура" появившемуся бюсту Петра, и строимся в колонну для шествия. Да, дождь скомкал планы организаторов, и шествие тоже потеряло часть своей красоты, скрывшись под зонтами. Артисты шумною толпою, а с ними и другие гости, и жители, вновь двинулись к площади. В шествии отмечаю девушку с питоном - питон, обвившись вокруг хозяйки, постоянно норовит хвостом приподнять ей курточку и прошмыгнуть к голому телу, а она урезонивающе его поправляет. Однако змей своих эротических поползновений так и не оставляет, из чего я делаю вывод, что он - самец...
    Предстоящий концерт меня не очень интересует, более меня привлекает исследование города. Посещаю находящийся поблизости храм. Отмечаю его старину и почтенные размеры, но и чрезмерную строгость его служительниц к прихожанкам.
    В который уже раз, но уже более спокойно и вдумчиво, бреду по улице К.Маркса. Главная улица - улица бюстов - как индикатор политических предпочтений. Вот большой бронзовый бюст Петра, открытый сегодня. Чуть подальше Суворов - тоже бюст, помене, из белого камня. Бронзовый К. Маркс, даже не бюст, а бюстик. И, наконец, Киров, шикарный, бронзовый, во весь рост, с поднятой рукой. Воображение тут же адаптирует к не очень понятно протянутой руке граненый стакан - и все встает на свои места. Поза "товарищ Киров говорит тост за победу мировой революции".
    Не отклоняясь от улицы, бреду дальше. Зонтом я запасся, времени у меня еще достаточно, и можно продолжить экскурсию. Ларьки. Непостижимый уму ценник: "DVD - 45 руб., CD - 90 рублей". Магазинчик, где в одном зале соседствуют сотовые телефоны, босоножки, и охотничий отдел с образцами пневматического оружия. Зрение неважное, пристально щурюсь на этикетки, и девушка тут же предлагает посмотреть оружие поближе. Хм. Я, что ли, так выгляжу? Магазин строительных товаров приятно удивляет архитектурной особенностью. Рядом, у самой стены, растет огромнейшая сосна, и скаты крыши обходят ствол, не вредя дереву. Тронуло за душу.
    Теперь хотелось бы поговорить с жителями города. Вижу двух женщин с бейджиками, понятно, что это местные. Смущаются при слове "интервью" и виде блокнота, но поговорить согласны. На мой первый вопрос, чем же гордятся они, как жители этого города, молниеносно отвечают - людьми. Люди тут добрые, открытые и доброжелательные. Да, я и сам это вижу. Далее разговор пошел менее бодро, но еще мне рассказали, что здесь есть красивый храм (это где я был), и шахматный клуб. Об упомянутых мною каналах, проходящих через город, сказали, что есть Петровский, а есть Екатерининский, но "их чистить надо". Сходимся на том, что праздник хороший и красивый, но дождь слегка его подмочил, и вежливо прощаюсь.
    Теперь подхожу к трем ребятам лет 17-ти. Вначале они отнеслись к разговору явно настороженно, долго выясняли, зачем мне вообще это надо, а потом посоветовали поговорить с кем-то другим, а то они расскажут, а я потом такого понапишу... Но все же разговор их "зацепил", и двое из них приняли в нем активное участие. О достопримечательностях было сказано, что они "как бы есть, а как бы их и нет". Привели пример - стоящий рядом дом, где бывал Суворов, и высказали тревогу за его дальнейшую судьбу. Упомянули яхт-клуб, а "дискотеки не очень хорошие". На вопрос о безопасности в городе в ночное время пояснили, что ходят по городу спокойно всегда. Дескать, все друг друга знают, и если у человека доброе имя и репутация, и он идет, никого не задевая, то ему бояться нечего. С этим согласились все трое. Далее разговор пошел более душевный, ребята и сами стали расспрашивать меня о впечатлениях. Было заметно, что они не хотят сказать чего-то такого, что бросило бы тень на их город. Я отметил, что и они, и предыдущие местные женщины, были очень патриотичными, и говорили о своем городе и с гордостью, и с заботой. Я поделился мнением, что если в нас есть дух патриотизма, гордости за наши города, то и Россия наша крепнуть будет, с чем ребята дружно согласились. Еще раз заверил, что не собираюсь писать никаких гадостей про их город, а только свои впечатления, которые очень хорошие, и мы расстались почти приятелями.
    Узбекские канатоходцы, тем временем, заканчивают подготовку к выступлению. Все тросы натянуты, на маленьком помосте пробуют звук музыканты, а пожилой человек долго и безуспешно пытается настроить радиомикрофон. Это у него так вообще и не получилось, и аппарат издавал лишь невнятное бубнение. Наконец, видимо осознав всю тщетность своих попыток, он закончил мучиться, и стал объявлять начало выступления.
    Вдруг я вижу, что по наклонной пологой оттяжке поднимается молодой человек с шестом. Все происходящее сразу же начинает мне нравиться меньше и меньше - он идет без страховки. Вообще.
    Бывая иногда на выступлениях заезжих цирков, я имею некоторое представление о назначении некоторых аппаратов и оснастки. Я вижу тонкую лонжу страховки, но она пока болтается наверху, на основной, "рабочей" высоте, а сейчас парень идет по наклонному тросу над асфальтом, без любых мер безопасности.
    Когда он, наконец, забрался наверх, и начал свою часть программы, меня посетили многие нерадостные мысли. Все дело в том, что уже 15 лет я работаю в очень серьезном учреждении, где вопросы безопасности стоят очень строго. Это воспитало меня в духе следования правилам ТБ всегда и всюду. "Устройство "A" должно испытываться нагрузкой "B" килограммов в течение "С" минут, при этом прогиб должен составить не более "D" сантиметров. Результаты испытаний заносятся в журнал "E", и устройство "A" помещается в специальное место для его хранения". Ну, и таким образом, далее по инструкции. Кто серьезно работал с высотой и электричеством, тот понимает.
    Ну и вот, я и размышляю, какой же нагрузкой, и в течение какого времени испытывались все эти мачты, тросы и тросики, и куда занесены результаты испытаний. И понимаю, что никакой, никакого, и никуда. И это меня очень печалит. Кроме того, при всем моем уважении к словам "зритель" и "публика", мне противоестественно само понятие риска для жизни, ради этой публики увеселения. А сейчас все происходящее ассоциировалось у меня со словами "варварство" и "XVIII век", и никоим образом меня не радовало. Понимаю, что кто-то сейчас спросит, а как же упомянутый мною цирк? Так вот там, у профессионалов, риск детально, математически просчитан и сведен к минимуму, а с реквизитом как раз и обращаются по принципу "проверять весом "B" "C" минут" и далее по инструкции...
    Пресно и с долей тревоги отсмотрев выступление юноши, вижу, как по наклонке поднимается ребенок лет четырех. Его, правда, при подъеме страхуют с двух сторон веревками, и на том спасибо.
    Отзваниваюсь по мобильнику своим, и получаю указание подойти для переодевания "на базу". С каким-то облегчением покидаю безрадостное для меня шоу, и попадаю к своим. Переодеваемся, наспех делясь впечатлениями. Наши дружно спрашивают, почему я не был на концерте, на что я отвечаю, что зато я видел город. Перекусываем - и тут организаторы оказались на высоте, выдав КАЖДОМУ приехавшему участнику сухой паек, описание которого заняло бы здесь слишком много места. Упомяну лишь, что к салату "Оливье" в пластиковом контейнере прилагалась и вилочка. Браво, Новая Ладога!
    Что-то меня, как Остапа, понесло по поводу еды, а сейчас понесет насчет женщин. (Знаю, что и то, и другое, не пройдет без соответствующих комментариев :-) Так вот, по поводу женщин, на концерте, куда мы подошли, тоже все было очень красиво. Мужики тихо млели от "танцев живота" и достойных форм выступающих, а женщины-зрительницы тихо завидовали... Я расстраивался, что в моем телефоне нет фотокамеры...
    Одна из особенностей артистической работы, как я и упоминал, это невозможность полноценно насладиться выступлениями других коллективов. Здесь складывается и угол зрения - из-за кулис, или сбоку сцены, и оценочное, профессиональное восприятие номеров, и предсценический мандраж.
    Вот в таком "коктейле" эмоций и находимся еще более получаса. Делимся впечатлениями о выступлениях, с удовольствием аплодируем, приветствуем знакомые по другим концертам коллективы. Мы как-то подсмешались с публикой, здесь тоже "коктейль" - и ожидающие выступления артисты, и организаторы, и зрители. Тут же и финны в национальных костюмах, с флажками, и другие неопознанные иностранцы. Маленькая, но приятная мелочь - наша директор, Татьяна Евгеньевна, случайно выронила в толпе зонтик. Так вот, зонт не "ушел", а оказался на краю сцены, откуда и был благополучно забран радостной владелицей. Еще приятное наблюдение - милиции много, но она явно скучает. Ей просто нет работы - за весь день, проведенный на празднике, я не увидел ни одной стычки, даже ссоры, ни одного лежащего или ползущего пьяного. То тут, то там в неприметных местах притулились патрульные машины, и милиционеры тихонько беседуют о своих делах. Две пресимпатичнейшие девушки-сотрудницы в праздничной форме фланируют по площади, угощаясь попкорном...
    Кто-то подходит ко мне. Это один из тех трех пареньков, с которыми мы говорили о городе в моем своеобразном интервью. Он тепло желает мне удачного выступления, мы общаемся несколько минут. Но разговор обрывается - нам на сцену.
    Отсюда, с высоты помоста, открывается прекрасный вид на огромную массу зрителей. С первыми аккордами музыки многие начинают подтанцовывать, аплодировать. Какая-то девочка лет пяти под самой сценой, радостно улыбаясь, как родным, машет нам ладошкой, и от этой нежной искренности чуть-чуть наворачиваются добрые слезы. В сторонке, у кораблей, весело отплясывает целая группа иностранцев, а на самих кораблях виноградными гроздьями скопилась ребятня, кто-то из них наводит на толпу палубный пулемет. Как говорилось в известном стихе, "Мы мирные люди, но наш бронепоезд..."
    На одном дыхании отпеваем программу, срываем шквал аплодисментов, спускаемся. Снова тот ладожанин-парнишка, хвалит, но удивляется, что у нас всего три песни. Но сюда, в Новую Ладогу, сегодня съехались коллективы почти из всей области - нужно всем дать возможность порадовать зрителей. Очень тепло прощаемся - но стиль артистической жизни вновь увлекает меня прочь от сцены. Переодеваться, собираться, грузиться в машину. Домой, но хотелось бы посмотреть на Ладожское озеро - здесь Волхов-река как раз в него впадает.
    Прощаемся с куратором, она показывает нам примерный азимут поиска. Приветливый водитель Андрей подвозит нас до конца асфальта, а дальше пешочком по закоулочкам - "Газель" там не пройдет. Тут же подворачивается и гид - вновь женщина, вновь - симпатичная, и ведет нас тайными тропами через дворы и мосточки через канал, к устью. Попутно она рассказывает о городе, о тех местах, которые мы сейчас и проходим, и наше пятнадцатиминутное путешествие превращается в приятную познавательную прогулку. Переходим мост через один из каналов, и тут же следует рассказ, что этот мост особенный, потому, что он разводной. Но разводится он не так, как большие питерские мосты, а поворачиваясь вбок, как открывается калитка.
    Путь наш лежит ко второму каналу, откуда и открывается вид на Ладогу. Подходим к каналу, и тут стоит так называемый створ - навигационный знак для судоходства. Он гигантский, высотой где-то с трехэтажный дом, наверху что-то типа смотровой площадки, туда ведет узенькая, почти отвесная, металлическая лесенка. Многих ступенек не хватает. Мы, мужчины, начинаем взбираться, но и девчонкам нашим становится обидно, и они тоже лезут вверх. Дружно визжим от восторга - вид отсюда и действительно красивый, величественный. Вдруг я со смешанными чувствами вижу, как наша уважаемая руководитель, Татьяна Евгеньевна, заслуженный работник культуры, начинает подниматься к нам по этой "не совсем лестнице"... Это вызывает просто бурю комментариев, от восторга до тревоги, слететь отсюда и действительно ничего не стоит. А она лезет, да приговаривает - "А чего это вы удивляетесь - куда вы, туда и я"... Несколько минут любуемся пейзажем, открывшимся простором, далеким горизонтом. Спину щекочут легкие мурашки - и от высоты, и от величия момента. Вот она, легендарная Ладога, перед нами...
    Внизу остается только женщина-гид, мы восторженно с нею перекрикиваемся, и только тут она поняла, что мы - артисты. Вытаскивает фотоаппарат, и начинает нас фотографировать. Говорит, буду теперь рассказывать, что артистов по городу водила...
    ...Приемистая новенькая "Газель" вжимает нас в спинки сидений, за окном проносятся ставшие уже более знакомыми пейзажи. С большим багажом эмоций и чувством выполненного долга, ансамбль "Уездный городок" покидает уездный городок Н. Прощай, Новая Ладога, может и закинет меня вновь сюда моя непредсказуемая судьба артиста, а может это мимолетное свидание так и останется единственным, но подарившим любовь с первого взгляда...
    Мелькнул в окне последний символ - табличка с именем города. "Однако, приятный такой городок" - как бы про себя произносит Андрей, - "есть в нем какой-то особый колорит". Ответом ему становится задумчивое молчание. Зачем что-то говорить, если и так все ясно...

Геннадий Лукинов,
Лодейное Поле,
2004 год.

на главную страницу сайта

Hosted by uCoz